психологическое сопровождение

 

testPhoto

 

В жизни каждой семьи , где растут дети, однажды наступит торжественный и волнительный момент, когда малыш отправится «первый раз в первый класс». Перед многими взрослыми встает вопрос: как подготовить ребенка к школе, к предстоящему учебному труду? Ведь начало обучения в школе — очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Многие родители считают, что их ребенок готов к школе, если он умеет читать, писать и считать. Это замечательно и конечно облегчит ему учёбу в школе. Но в любом случае родителям полезно будет знать, что готовность к школе включает в себя ещё много факторов, например:

  1. Личностная готовность — когда у ребенка сформирована

«внутренняя позиция школьника», желание учиться в школе, чтобы узнавать, уметь много нового. Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью — учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» — его привлекают внешние аксессуары. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе — результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

«Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» «Ты наверно у нас будешь двоечником», «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть» «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Одна из них низкая школьная мотивация.

  1. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка

конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире. Также школьнику намного легче будет учиться, если у него хорошо развита память, можно прочитать ему небольшой текст и попросить пересказать его через несколько дней. Ещё можно подготовить 10 различных предметов и картинок и показать их ребенку. Затем он должен будет назвать те, которые запомнил.

Эффективность будущего обучения в школе будет напрямую зависеть от того, умеет ли ребенок внимательно слушать учителя, не отвлекаться на других учеников. Внимание можно проверить простым заданием – прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если малыш будет переспрашивать, значит, внимание у него плохо развито, и он на что-то отвлекался во время выполнения упражнения. Еще одним необходимым условием интеллектуальной готовности к школе является достаточно хороший уровень развития мелкой моторики рук. Чем лучше согласованность движений обеих рук, чем выше точность произвольных движений пальцев и кисти, тем легче будет первокласснику овладеть нелегким умением «писать».

  1. Социально-психологическая готовность включает в себя

формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы.

  1. Эмоционально-волевая готовность это способность управлять

своим поведением, умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.

Основная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Таким образом, психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

 

testPhoto2

 

Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой.

От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться. Из этого следует, что для профилактики тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Также формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими.

В процессе подготовки ребенка к школе может возникнуть ряд трудностей.

Неусидчивость. Зачастую просто не хватает терпения для выполнения поставленных ему задач. Но если родитель предлагает своему ребенку помощь и вместе с ним выполняет задание, то у малыша со временем сформируется привычка доводить начатые дела до конца.

Не умение работать по образцу, соблюдая правила и дисциплину. Во избежание данной проблемы необходимо с раннего возраста приучать детей к правилам. Этого очень легко достичь при помощи игр, в которых установлены определенные ограничения и нормы поведения. Немаловажна и оценка всех действий, которые выполняет ребенок, как в игре, так и в повседневной жизни. Похвала и оправданное порицание в раннем возрасте формируют у детей уважительное отношение к оцениванию их знаний и поведения.

Неумение обобщать и классифицировать окружающие их предметы и природу. В данном случае хороши игры с картинками из категории «лишний предмет», лото и т.д. Вовлечение ребенка в помощь при выполнении некоторых бытовых работ (готовка, мытье посуды, ремонт велосипеда, уборка в доме и т.д.) также помогает ему познавать окружающий мир и существующие в нем связи.

Нежелание учиться. Чтобы побороть нежелание ребенка к образованию, необходимо весь процесс обучения превратить в занимательную игру, а не в «тяжкое обязательство». Обыгрывая каждое действие ребенка, родитель сможет привить малышу любознательность и жажду познаний, чем самым существенно облегчит его жизнь в школьные годы.

 

testPhoto3

 

На дворе лето, но многие родители уже давно задумались о том, готов ли их ребенок к школе? Ведь готовность к школе подразумевает не только умение читать, считать и писать, но и много других факторов. Вообще, подготовка ребёнка к школе включает в себя: личностную, интеллектуальную, эмоционально-волевую и социально-психологическую готовность.

Для этого мы решили помочь родителям и нашим деткам подготовиться к непростому этапу в жизни и организовали встречи.

Целью встреч, является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает:

  • развитие эмоциональной регуляции поведения детей,

предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе;

  • формирование положительной мотивации к школе;
  • развитие мышления, речи, мелкой моторики, произвольного внимания памяти;
  • формирование позитивного отношения к коллективу, умения предъявлять себя группе, стремление побеждать и готовность к проигрышу, готовность работать в команде;
  • развитие творческих способностей, нестандартных подходов к решению задач.

 

 

Не каждый взрослый способен разобраться в своих переживаниях, а что говорить о детях, для них эта задача является ещё более сложной. Ребёнок не всегда правильно понимает даже простые эмоции, тем более ему трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере взросления.

Цель наших встреч – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Ребёнок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд».

Кроме того, в ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что позволяет в дальнейшем управлять своим эмоциональным состоянием.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.

 

testPhoto5

 

Начало школьной жизни – это серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Период адаптации к школе может быть трудным и травмирующим.

На трудности в школе ребёнок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Чтобы ребёнок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, то «неотреагированные» чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые трудности для него и окружающих.

Цель наших встреч – помочь детям в адаптации к школе, что подразумевает, развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе.